Антигуа и Барбуда: наш ответ Чемберлену
Премьер-министр островного государства Антигуа и Барбуда просит Канаду указать недостатки программы гражданства за инвестиции и возобновить политику безвизового режима.
Во время конференции в мэрии на прошлой неделе канадский премьер Джастин Трюдо сказал, что его правительство пересмотрит вопрос о предоставлении безвизового доступа в Канаду гражданам Антигуа и Барбуду, если схема предоставления инвестиционного гражданства продемонстрирует «существенные улучшения» своих стандартов проверки заявителей на благонадежность. Заявление было примечательно главным образом по двум причинам. Оно означало, что Канада впервые официально признала, что введение для антигуанцев визовых ограничений связано со схемой гражданства за инвестиции, а также подтвердило, что эта программа, по мнению канадских властей, имела недостатки. При этом Канада никогда не уточняла, в каком именно улучшении нуждается процедура предоставления гражданства. Во время встречи на прошлой неделе Трюдо также не сделал этого. Другими словами, Канада наказывает Антигуа и Барбуду за те нарушения, которые она четко не сформулировала.
Воспользовавшись расплывчатым заявлением своего канадского коллеги, Гастон Браун, премьер-министр Антигуа и Барбуды, написал ему письмо, в котором он приглашает канадцев, если они искренни в своей заявленной готовности пересмотреть визовую политику, дать рекомендации по совершенствованию процедуры и улучшению паспортной программы. Браун написал, что он был рад прочитать комментарии Трюдо во время собрания мэрии, потому что они подтвердили, что источником беспокойства Канады является практика проверки претендентов на гражданство. Антигуа ищет возможность реализовать меры, которые могли бы восстановить двусторонние отношения до прежнего состояния. «Вы сказали, что Канада рада работать с Антигуа и Барбудой, чтобы наша система гражданства за инвестиции соответствовала высоким стандартам Канады и что, если Антигуа и Барбуда внесет существенные улучшения в свою программу, вы можете рассмотреть вопрос отмены визовых требований», — написал Браун. Премьер-министр Антигуа и Барбуды также выразил желание лучше понять конкретные неприемлемые пункты, вызвавшие изменение политики Канады, и подчеркнул, что схема предоставления антигуанского гражданства применяет очень высокие стандарты проверок для всех своих заявителей.
«Поскольку я не осведомлен о глубине стандартов Канады в области пограничного контроля и безопасности, я не могу прокомментировать, насколько наша система интенсивной проверки каким-то образом не соответствовала канадским стандартам. Тем не менее, я обязан указать, что наша система включает в себя четыре уровня строгой проверки кандидатов до одобрения, в том числе Интерполом и Объединенным региональным центром связи, в котором участвуют соответствующие ведомства Канады», — отметил Браун в своем письме. Браун также выразил надежду, что к этому вопросу можно будет вернуться во время запланированной на 31 августа встречи Верховного комиссара Антигуа и Барбуды, сэра Рональда Сандерса, с канадскими властями в Оттаве.
Мнение редактора:
Браун достаточно умно испытывает Трюдо. Уклончивые заявления канадского премьер-министра во время собрания ратуши — это просто разговоры, и Браун знает это. Поэтому он в тактичных выражениях просит Трюдо, чтобы за его словами следовали действия. Теперь Трюдо может ответить, отправив инспекторов и предложив Антигуа и Барбуде четкий путь к восстановлению безвизового доступа в Канаду или игнорировать вежливые и разумные приглашения, любезно предоставленные ему премьер-министром страны, которую он третирует без всяких объяснений. Если Трюдо отправит делегацию и внесет контрольный список улучшений, Антигуа потребуется только внести необходимые корректировки, которые, как только это будет сделано, не оставят канадскому премьеру каких-либо вариантов, кроме как восстановить безвизовый доступ. Если Трюдо проигнорирует приглашение, он покажет себя как неискренний демагог, которым, кстати, он иногда и бывает.
Несколько слов о проверках будущих граждан Антигуа
Стандарты проверки программы гражданства за инвестиции на Антигуа и Барбуде являются чрезвычайно строгими, какими они и были тогда, когда Канада отменила безвизовый статус. Фактически эти проверки гораздо более строги, чем те, которые применяются, например, к кандидатам на американскую программу EB-5 или британскую инвесторскую визу Tier 1, и, что самое ироничное, эти проверки строже, чем в рамках канадской программы иммиграции в Квебек по категории инвестор.
Стоит также отметить, что, хотя Трюдо якобы заботиться о том, соответствуют ли экономические граждане из стран Карибского региона «высоким стандартам» канадского пограничного контроля и безопасности, он не испытывает угрызений совести в отношении признания нескольких сотен тысяч мигрантов из Ближнего Востока и Северной Африки, ни один из которых не подвергается даже близкому уровню контроля, применяемому к заявителям на гражданство Антигуа.
Кроме того, описание Трюдо его опасений явно расплывчато и не предлагает Антигуа конкретного пути исправления. Есть ли у Трюдо скрытые мотивы введения визовых ограничений для граждан Антигуа? Не исключено, что он, возможно, отреагировал на давление со стороны Соединенных Штатов или ЕС, которые не являются поклонниками программ гражданства за инвестиции. Тогда его мнимая озабоченность по поводу практики проверок на Антигуа является лишь удобным предлогом.
Представим себе, что Канада отправила инспекторов в Антигуа и Барбуду. Что они найдут? Недостатки проверки кандидатов? Учитывая то, что каждый заявитель подвергается проверкам независимыми сторонними специалистами, такими как Thomson Reuters и IPSA, поисковыми запросами, проверкой базы данных INTERPOL и даже перекрестными ссылками с Государственным Департаментом США, такое трудно представить. Легче верблюду пройти через угольное ушко, чем преступнику или террористу просочиться незамеченным в ходе проверок перед получением гражданства Антигуа. Вероятно, инспекторы ничего не найдут. Но прохождение проверок совсем не обязательно превратится в улучшенные межгосударственных отношений, особенно когда американцы решили для себя этот вопрос априори.